Уроки танцев - индивидуальные занятия

уроки танцевУроки танцев в условиях, когда у Вас всего один учащийся, имеют свою специфику. Заранее подготовьте новый материал: танцевальную разминку, танцевальную комбинацию, комплекс упражнений для повышения общей физической подготовки учащегося. Как ни удивительно, но все эти три составляющие очень важны.

Танцевальная разминка необходима для того, чтобы учащийся, да и Вы сами, плавно вошли в ритм занятия, размяли свои мышцы, психологически настроились на творческую и продуктивную работу. Разминку все хореографы проводят по-разному:

  • одни начинают с растяжений рук, ног, потягиваний,
  • вторые начинают с несложных шагов, к которым впоследствие добавляются движения рук, ног, шеи, корпуса, бёдер;
  • третьи начинают с изоляции (движение отдельных частей тела при неподвижности всех остальных).

Если Вы начинающий педагог-хореограф, то самый лучший способ подготовить и провести танцевальную разминку - это постепенно разминать части по принципу "сверху-вниз", т.е. сначала разминаем шею, затем плечи, затем локти, запястья, пальцы, корпус, бёдра, колени и стопы; затем переходим к шагам, к которым постепенно добавляем движения рук, шеи и т.д. При такой разминке начинающему педагогу проще запомнить, что за чем идёт, и проще понять, какая часть тела уже размята, а какая ещё нет. Когда опыт обучения танцам у Вас будет побольше, то Вы выработаете свой стиль проведения танцевальной разминки с огромным количеством вариаций упражнений на каждую часть тела. Но до этого надо ещё много и много поработать, провести не один десяток уроков танцев. Единственный совет - не надо делать на разминке сложных танцевальных движений и долгих объяснений- это разминка, а не основная танцевальная комбинация. Цель разминки - не устать, не загрузить голову, а наоборот - зарядиться энергией движения, взбодриться!

Второй этап урока танцев: изучение основной танцевальной комбинации. Идеальным вариантом является тот, при котором Вы сначала проигрываете музыку и показываете всю танцевальную комбинацию, чтобы учащийся понял, каким стилем танца Вы будете сегодня заниматься и каков должен быть результат. Затем расскажите (или напомните) ученику про особенности этого стиля, повторите 2-3 основных движения этого танцевального стиля. А уж затем приступайте к изучению нового материала. Как Вы прекрасно знаете, почти все музыкальные композиции сделаны по принципу "восьми счётов" или "восьмёрки" (на самом деле это ритмы 1/4, 2/4, 3/4 и 4/4, но на слух они воспринимаются именно как восемь счётов, логически начинающих и завершающих определённый фрагмент музыки). Именно поэтому логичнее было бы проводить обучение танцам в логике восьмёрок. Показываем одну восьмёрку, разбираем её по-элементно, соединяем все элементы воедино, исполняем восьмёрку сначала под счёт, затем под музыку.

Рекомендации: Все люди разные, а потому логичнее поступать следующим образом: сначала показывайте движение так, как оно должно выглядеть в оригинале. Если учащийся выполняет его без затруднений, то нет необходимости лишний раз объяснять, как оно выполняется. Переходим к следующему движению. Если же оно сразу не получается (а это, как правило, встречается чаще), то разбиваем сложный элемент на более простые, осваиваем их, а затем соединяем их обратно в сложный и переходим к следующему.

Рекомендации: Надо иметь в виду, что более 90% людей - визуалы - у них основной канал восприятия информации - это зрение. Именно поэтому акцент в обучении танцам следует делать на показе движений. Но не следует забывать, что есть существенная часть людей с другим каналом восприятия - аудиалов и кинестетиков. Аудиалы лучше воспринимают информацию на слух - т.е. им обязательно нужно рассказывать, как в данном танцевальном движении ведёт себя каждая из частей тела. С кинестетиками ещё сложнее - они воспринимают мир через ощущения. С такими учащимися приходится работать по-другому - к ним зачастую приходится подходить и проживать движение вместе с ними, т.е. брать их за руки (за ноги и т.д.) и передвигать их в соответствии с характером изучаемого движения. Будучи проделанным один раз, это движение очень хорошо воспроизводится учеником в будущем. Если Вы хорошо знаете своего учащегося, то Вы с лёгкостью перестраиваетесь на волну восприятия ученика и выстраиваете обучение танцам под его стиль учебной деятельности. Если Вы ещё недостаточно хорошо знаете учащегося, то лучше всего использовать визуальный способ совместно с аудиальным (показывайте движение и проговаривайте его вслух) и уж только в случае крайней необходимости подходите и делайте это движение с учеником.

После того, как учащийся выучил восьмёрку, протанцуйте её под счёт, а затем под музыку. Когда будет освоена вся комбинация, то проделайте её под музыку не только перед зеркалом, но и при другом пространственном расположении танцующих в зале (очень эффективным является приём, когда новая комбинация исполняется на все 4 стороны зала: на зеркало, на левую стену, на правую стену, на заднюю стену). Таким образом учащийся лучше закрепит новый материал, а также сможет танцевать, не зацикливаясь на наличии перед собой зеркала (это часто встречающаяся проблема, когда на зеркало ученики исполняют танец отлично, а в других условиях теряются и могут просто забыть, что надо было танцевать).

Третий этап урока танцев: выполнение упражнений на общую физическую подготовку. Такие упражнения входят в обучение танцам не случайно. Если Вы занимаетесь танцами не один год, то понимаете, что это не только искусство, но и спорт, а потому необходимо долго и много тренироваться, чтобы тело было подготовленным к выполнению трудных танцевальных элементов, многие из которых не уступают по сложности акробатическим или гимнастическим элементам, требуют высокой концентрации внимания и координации движений. Каждый педагог-хореограф (исходя из особенностей преподавания определённого стиля) сам определяет, каким должен быть комплекс упражнений на повышение общей физической подготовки. Как правило, это: упражнения на пресс, отжимания, растяжки, шпагаты, мостики, приседания, выпрыгивания и т.д.

Психологический аспект заключительного этапа урока танцев. Здесь есть 2 подхода: одни педагоги делают так, чтобы упражнения на завершающем этапе занятия шли "от медленных к быстрым" - таким образом, занятия заканчивается на высокой эмоциональной ноте. Другие - наоборот: "от быстрых к медленным" - такие занятия плавно выводят учащихся их состояния сильного эмоционального (и физического) напряжения в нейтральное - тем самым происходит плавный переход от мощного (второго) этапа занятия к завершению. Ни один из вариантов в обучении танцам не является лучше другого - они оба могут применяться преподавателем в зависимости от настроения учащегося, сложности изучавшейся сегодня танцевальной комбинации и многих-многих других факторов. Главное - это чтобы учащийся остался доволен занятием, а Вы достигли своих целей по обучению танцам.